История Деда Мороза и Санты-Клауса. Как красный мухомор повлиял на образ

Дед Мороз считается отголоском языческой культуры – духом мороза, снега и льда. У древних славян был дух, который является прообразом современного Деда Мороза. Его имя Студенец, Трескун, Морозко, Карачун. Этот дух являлся суровым повелителем зимней стужи и метелей. Считалось, что Мороз бродит по лесам и стучит своим могучим посохом, отчего в этих местах начинаются трескучие морозы, а когда он проносился по улицам, на окнах появлялись незамысловатые снежно-морозные рисунки. Основной задачей Мороза – помогать природе. Его заботы начинались с ноября и заканчивались в марте. Все это время Мороз помогал растениям и животным приспособиться к суровым условиям зимы. Только для людей он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму.

Дед Мороз и Санта-Клаус являются собирательными образами. Их характерные черты взяты из различных преданий, легенд, религиозных образов, в том числе и вымерших языческих религий. В то время, как основу Деда Мороза заложил дух стужи и метели, то прообразом Санты-Клауса считается святой Николай или Николай Чудотворец. Он который берёт свое начало в Христианстве и оттуда появился образ Санты-Клауса, который позже позаимствовал кое чего у Деда Мороза. Конечно, святой Николай оставил отпечаток и на Деде Морозе, ведь изначально Дедушка Мороз был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. А уже после появления христианства и влияния Николая Чудотворца, Дед Мороз стал более добрым.

Прообразы Деда Мороза в древности

В самую длинную ночь в году — в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря — древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться. Люди украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.

Изображение Вотана-странника

В древности германцы воздавали почести богу мудрости, Вотану (также известному как Один), проводя Йоль в его честь. По легенде, рассказанной Якобом Гриммом, Вотан в эту ночь вел Дикую охоту по небу, привлекая к себе неосторожных путников. Может быть, именно отсюда произошло понятие “Рождество – семейный праздник”: в самую длинную ночь года каждый член семьи должен был оставаться у домашнего очага, избегая прогулок. Вотана часто изображали как длиннобородого старика в плаще и страннической шляпе – узнали бы вы в нём Деда Мороза? В эту ночь к нему приносили жертвы, и хотя известно, что это были лошади и свиньи, возможно, в древности жертвоприношениями были и люди.

Славянский бог Мороз также требовал жертв. Отголоски этой церемонии можно увидеть в сказке “Морозко”. Помните девушку, которую почти заморозили до смерти, но потом обильно одарили за её скромность? Молодые девушки, которых посылали в лес в качестве жертвы зимнему богу, действительно становились жертвами холода. Но в языческом понимании такая смерть считалась обретением связи с той самой стихийной силой, которой все боялись. И если Морозко принимал жертву, значит, в этом году он обещал быть мягким.

Существуют сходства между обрядами северных шаманов и образом Деда Мороза / Санты-Клауса. Северные шаманы обитали на территориях Сибири и в Северной Европе. Позже Финляндия, Норвегия и Великобритания стало местом, где культуры и традиции древних шаманов начали перемешиваться с Скандинавской культурой, а позже и с Европейской.

Красный цвет костюма, спуск по дымоходу, летающие олени и подарки под елью. Все эти черты возможно пришли из обрядов и поверий, которые были связаны с красным мухомором

Олени и Красный Мухомор

Олени ещё те любители мухомора. Они с удовольствием поедают мухоморы и устраивают после этого пьяные танцы с высоким подпрыгиванием. Этноботаник Джонатан Отт приводит параллель между танцами пьяных олений и летающими оленями в легендах. Так же есть задокументированные данные о том, что шаманы употребляли мочу оленей, которые съели мухомор. Шаманы описывают некоторое чувство полёта при употреблении мухомора. В своих ведениях они летали с помощью оленей. По одной из легенд, Вотан, он же Один, в день зимнего солнцестояния вынужден гнать своего коня Слейпнира, из-за преследующих его демонов. Конь от напряжения пускает пену из рта, капая на землю, на месте этой пены позже вырастали мухоморы.

Подарки, дымоход, красный костюм и мухомор

У древних северных шаманов было обычай – делать подарки своим одноплеменникам в день зимнего солнцестояния. Джон Раш, антрополог и преподаватель колледжа Сьерра, говорит : «Еще несколько сотен лет назад практикующие шаманы, связанные с более старыми традициями, собирали мухомор, сушили его, а затем дарили их в день зимнего солнцестояния».

В суровых условиях тундры и тайги растительность состоит в основном из хвойных деревьев. Там то и находили шаманы самый священный гриб, который после становился подарком.

Эти подарки, как считали шаманы, приносили «исцеление и решение проблем». Снег и ветер заметал входную дверь и шаманам приходилось заходить через отверстие в крыше, которое было сделано для дымохода. В целом дымоход для шаманов являлся всегда проходом для духов.

Для шаманов мухомор являлся священным грибом. Отношение к нему было соответствующим. Когда шаманы дарили подарок своим соплеменникам, они надевали бусы из сушёного мухомора и одевались в красные одеяния, становясь похожим на мухомор. Так же красное одеяние использовалось и для поиска мухомора в лесу.

Мухомор и другие грибы в целом имели огромное влияние на людей. В быте древних людей, грибы часто выступают в роли своеобразного, но очень важного классификатора, с помощью которого четко формируются такие основополагающие оппозиции, как «обыденный – сакральный», «женский – мужской», «вода – огонь» и так далее. Скорее всего эта история могла произойти и с мухомором. Когда в самую длинную ночь, в твой дом спускается шаман в красном одеяние и делает тебе красный подарок , который можно найти в лесу под елью. А главное для твоей жизни животное – Олень, является обожателем этого гриба.

Как Дед Мороз стал добрым и история появления Санты-Клауса

В III веке нашей эры в римской провинции Ликия, расположенной в Малой Азии, проживал молодой Николай, который уже с малых лет решил посвятить свою жизнь религии. После смерти родителей он отдал все свое значительное наследие нуждающимся и отправился на обучение к своему дяде – епископу.

Изображение святого Николая в католической традиции.

Со временем Николай стал епископом Мирликийским и завоевал любовь народа своей добротой и щедростью по отношению к нуждающимся. В честь этого святого стали отмечать его памятный день (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) как праздник, в который принято дарить подарки и помогать бедным, символически приобщаясь к истинно христианскому образу жизни, пример которого светил епископ-благотворитель. Детям рассказывали, что сам святой Николай приносит подарки, представляя его как доброго седобородого старика в длинной мантии епископа и высокой митре. Святой Николай якобы забирался на крышу каждого дома и спускался по печной трубе, чтобы подарки оказались в носочке, который вешали у камина.

Истории о Николае приехали в Америку вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Но называли они его Синтерклаас, что со временем привело к появлению известного нам имени Санта-Клаус.

Ныне Санта-Клаус очень далек от образа Николая Чудотворца, а повлиял на это персонаж из английского фольклора. Его звали Отец Рождество. Отца Рождество был толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии. В викторианскую эпоху, когда влияние протестантов в Англии ослабло, Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки. А в Америке, его внешность и любовь к веселью решили объединить с Синтерклаасом

А свою нынешнюю известность получил благодаря компании Кока-Кола. Появляться он стал ещё в 1930 года на рекламных открытках компании. Образ никак не был изменен, Кока-Кола очень удачно использовала персонажа, в своей рекламе. В конце 19 и начале 20 века, Санта занимался рекламой минеральной воды и ирландского эля.

Тяжелая судьба Деда Мороза

Когда христианство проникло на территорию Руси, а позже Российской Империи, Дед Мороз и Николай Чудотворец долгое время были отдельными персонажами. Дед Мороз отголосок язычества, который изредка был персонажем различных детских сказок, а Святой Николай занимал место на иконах

Встреча Морозко и скромной падчерицы

Свой характерный образ – шуба, мешок с подарками он обрёл не так давно, около 150 лет назад, примерно тогда же он получил характерное отличие от своего коллеги Санты-Клауса. Островский в своей сказке “Снегурочка” создал образ дочки Мороза. На тот момент это была дочка, а не внучка. Снегурочка жила в лесу и выходила к людям, очарованная прекрасной музыкой, которую от них слышала. Позже известный меценат Савва Мамонтов, очарованный образом Снегурочки, поставил спектакль на сцене своего домашнего театра.

Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались в том, что делали их сами. Языческий образ Мороза не находил одобрения в православной церкви, и дети боялись этого сурового зимнего властелина из сказок, чей облик стал частью их мифологического мира. Когда в 1910 году Мороз с бородой появился на празднике в одном детском саду, исполняя песню на стихи Некрасова “Не ветер бушует над бором”, дети заплакали от страха. Пришлось снять фальшивую бороду, чтобы он выглядел дружелюбнее.

Революция 1917 года чуть не уничтожила зимний праздник: большевики отменили Рождество и другие христианские праздники. Даже новогодние традиции были убраны из повседневной жизни — с 1929 года Рождество стало обычным рабочим днём. Деда Мороза стали считать олицетворением церковного влияния и пришедшим на Рождество. Его назвали врагом народа, агентом эксплуататорских классов, обманывающим детей при помощи подарков. В годы запрета даже проверяли, не готовит ли кто-то елку для своих детей.

В 1935 году благодаря Постышеву возвращена ёлка на праздник, а затем, при усилении репрессий, Деда Мороза реабилитировали. В декабре 1935 года Павел Постышев предложил организовать для детей празднование Нового Года и торжественно организовал детский новогодний утренник в Харькове. Образ Деда Мороза был воссоздан по мотивам биографии Святого Николая и описаний древнеславянских божеств. Таким образом Дед Мороз наконец обрёл тот вид, в которым мы с вами его знаем.

Дед Мороз и Санта Клаус на Второй Мировой Войне

Легендарный старец, который в мирное время радовал детей, в военное время вдохновлял армию, а своим внушительным обликом пугал врагов. Центральный символ всеми любимого праздника оставался в армии. Во время Великой Отечественной войны Дед Мороз с белоснежной бородой и огромными усами стал главным украшением новогодних открыток, превратив фразу “С наступающим” в символ борьбы. Вот он в шапке с кокардой, держащий автомат ППШ, а из мешка торчат не подарки, а снаряды.

Интересно, что этот образ использовала даже нацистская пропаганда, но с другим содержанием: “Русский Генерал Мороз тает, мы готовимся к летнему наступлению для взятия Москвы. Русские солдаты, сдавайтесь.” После войны Дед Мороз по-прежнему появлялся на открытках, в том числе во время Афганской войны, хотя его образ уже не носил военного смысла. Санта Клаус также не оставался в стороне и часто изображался с оружием, в том числе с автоматом или гранатой.

Долгий путь Деда Мороза из прошлого в будущее

Дед Мороз сильно трансформировался и уже давно не тот Злой Владыка Севера. Если бы наши предки узнали, что для наших детей это самый ожидаемый человек на праздник, они бы были в ужасе. Но все таки, кое что от предков в праздновании Нового Года к нам пришло почти без изменений – Новогодняя Елка. Она была центральной частью ритуала встречи зимы.

Сохранились почти все обрядовые действия, украшенная ёлка, как воплощение мирового древа и символ бессмертия, вождение хороводов (обрядовый танец, в индоевропейской культуре символизировавший солнце), разыгрывание мистерии о победе Света над Тьмой. Всё это служит той же цели, с которой наши предки приносили жертвы Вотану или Морозу: бесстрашно встретиться с холодной Смертью лицом к лицу и в честном бою выиграть право пережить ещё одну зиму.

Поделиться

Телеграм
Вконтакте
WhatsApp
Однокласники

Похожие записи

Микродозинг красного мухомора – подробный анализ, научные исследования и реальная польза

Микродозинг красного мухомора – употребление мухомора в сверх малых количествах, до 1 г в день на протяжении определенного срока, обычно до 1 месяца. Такой способ делает разум яснее и спокойнее, избавляет от тревожности, человек становиться рассудительным и спокойным.

Читать >

Гриб Чага березовая- применение, лечебные свойства

Богатый состав чаги березовый действительно может помочь организму противостоять некоторым болезням. В экспериментах с животными экстракты чаги и отдельные компоненты плодового тела продемонстрировали высокую биологическую активность. Однако клинических исследований на людях практически нет. Эффекты, зафиксированные у животных, не всегда проявляются у человека.

Читать >

Комментарии

Прокрутить вверх